Для того, чтобы тренировка приносила результат, необходимо овладеть некоторыми умениями: - Распределять физические нагрузки, выдерживать их. - Планировать программу тренировок. - Проводить восстановительные процедуры. - сосредоточиваться. - Отдыхать. - Снимать мышечное и психологическое напряжение. - Уметь тренироваться при любом настроении, в любых обстоятельствах и условиях, уметь создавать в любой ситуации рабочую атмосферу. Для теперешнего танцора физическая подготовка имеет важнейшее значение и пренебрегать ею ника нельзя. Количество занятий ФП должно быть равно количеству занятий собственно танцем, поскольку, кроме того, чтобы знать и уметь, как выполнять танцевальную технику, необходимо иметь развитую мускулатуру для того, чтобы иметь возможность ярко, с большей амплитудой, скоростью и точным ритмом показать эту технику. Для этого необходимо сделать эластичными связки и мышцы, иметь хороший мышечный тонус и рельеф – и для силы, и для красоты, уметь работать всеми группами мышц. Любая тренировка, направленная на улучшение показателей силы, скорости, выносливости, сводится к одному простому правилу: тренироваться необходимо на максимальном усилии, тогда будет эффект. Для того, чтобы мускулатура могла справляться со все более усложняющимися заданиями, ей необходимо расти, изменяться, развивать мышечную память, а при росте мышц, вызываемом большими нагрузками, непременно возникают сильная усталость. Боль, дрожь. И к этому нужно уметь привыкнуть и относиться спокойно. Сли же вы тренируетесь до первой усталости и пота, экономите силы – считайте, что в зал вы пришли просто попинать воздух, результата от такой тренировки не будет. Но: тренировка на выносливость – это тренировка на выносливость, ей уделяются особое время, состояние и место в программе тренировок. Не так тренируют пластику, актерское мастерство, поскольку эмоциональную сторону насильно не воспитаешь. Планирование тренировок. Тренировки необходимо планировать, составлять их план как на сезон. Та и на каждый месяц, неделю, день, на каждую тренировку. Самые лучшие, научно обоснованные (с точки зрения таких наук. Как физиология, психология, спортивная медицина, с точки зрения многолетних исследований, проводимых отечественными специалистами, давшими России не одно поколение чемпионов в самых различных видах спорта) разработки программ тренировко танцоров – спортсменов, дающих наилучшие результаты в сочетании с гуманным обращением со своим организмом, сейчас существуют только в российской Государственной Академии Физической Культуры. Разумеется, есть разница между планированием самостоятельной тренировки и работой с педагогом. Если вы занимаетесь на общем (групповом) занятии, необходимо вникнуть в тему тренировки и попытаться осуществить ее в своем танце. На индивидуальном занятии, если вы берете информацию, задача состоит в том, чтобы запомнить как можно больше, и потом все самостоятельно отработать. Если же в вас буквально впихивают информацию, - вам вообще крупно повезло, просто делайте то, что от вас требуют, не оценивая и не стараясь как-то интерпретировать это для себя. Как определить, нужна ли вам та или иная информация, подходит ли вам тот или иной тренер? - Если вы понимаете и делаете – значит подходит. - Если ничего не понятно – значит или не подходит, или вы не задаете конкретных вопросов тренеру, не признаетесь в том, что вам что-то непонятно. - Если ваш танцевальный уровень Е-С класс, вам необходимы такой тренер и такая информация, которые заставят прежде всего работать ваши мышцы, слышать музыку, которые будут тренировать в вас силу, скорость, мышечный контроль, а темы «Отношения», «Взаимодействия», «Джазовая пластика» оставьте на будущее. - Однако в европейских танцах очень важно управление в паре, начиная уже с Д класса. - Если вам рассказывают о легкости, мягкости, плотности и прочих вещах, а вы не понимаете, каким образом сделать ваше движение – вязким или плотным, тяжелым или мягким, - значит вы еще не доросли до понимания этой информации и вам нужна конкретика: какая мышца, куда, на какой счет. Ищите тренера по своему уровню. Не пытайтесь учиться сложению и вычитанию у академиков. В хорошем клубе преподавание строится так: на каждый уровень есть свой педагог, который лучше, чем другие, занимается именно этим уровнем. Не важно, какой у педагога класс, важно, как быстро растут в его руках спортсмены. Вовсе не обязательно, что хороший танцор является хорошим тренером, ведь хорошо преподавать – вовсе не то же самое, что хорошо танцевать. Самостоятельные тренировки планируют в зависимости от наличия новой информации. Если новой информации нет, стройте свою тренировку следующим образом: - отработайте точность всех движений и танцевальных элементов вашей схемы. Исключите лишние движения; - попытайтесь добиться большей скорости при сохранении баланса на поворотах, вращениях, сменах направления (хорошо, ели ваш тренер дал вам набор упражнений, с помощью которых вы можете это сделать) - увеличивайте амплитуду растяжения на позировках и медленных фигурах; - протанцуйте, учитывая все вышеперечисленные моменты, фрагменты вашей схемы сначала в «полшага», без музыки, затем в тонусе, затем на самых сильных, тонусных мышцах, на самом большом усилии, на пределе и затем – точно также всю схему; - протанцуйте всю схему на физическом пределе, добавив к нему чувство танца, добавив к нему артистическую окраску, элемент игры во взаимоотношениях, работу со зрителем (если зрителя нет, вообразите его присутствие). Точно так же протанцуйте все танцы программы. Бывает иногда очень важно в начале тренировки пройти марафон и выяснить все места в вариациях, которые вызывают у вас дискомфорт, неуверенность, и попытаться разобраться, в чем причина: может быть, не все сделано по технике? Может быть, не все красиво, может быть для данной фигуры у вас не хватает скорости или еще каких-либо физических показателей? И затем заняться этим аспектом на конкретных фигурах. На каждую часть тренировки засеките время, сколько вы можете танцевать этот аспект наиболее эффективно. На каждой последующей тренировке пытайтесь это время увеличить, и так до тех пор, пока не почувствуете себя уверенным именно в этом аспекте. Если же вы недавно получили новую информацию по технике танца, или пластике, или «физике», стройте свою тренировку следующим образом: - отработка новой информации на базовых шагах (ход вперед, назад, основное движение и т. П.); - то же самое на основных фигурах и устойчивых соединениях (например, хип-твист, веер, алемана); -- с новой информацией пройдите поворотные фигуры; - затем фрагменты ваших схем, затем все схемы целиком. Каждую часть такой тренировки необходимо отрабатывать сначала без музыки, затем в ¼ темпа, затем в половину темпа, затем в темп – так, чтобы чувствовать, что вы делаете новые движения, контролируете их под музыку. Не имеет смысла, отработав основной шаг, сразу «гонять» связку. Не успев запомнить информацию, привыкнуть к ней, ваши мышцы сразу же забудут ее, схватив быстрый темп, и начнут цепляться за старое, привычное, покажут вам старый уровень. Однако все время ходить пешком по площадке, даже не пытаясь танцевать под музыку, тоже нельзя – потеряете физическую форму. Засекайте время на каждую часть тренировки и на каждую последующую меняйте это время в зависимости от усвоения информации. Например. Если основные шаги уже не вызывают дискомфорта и вы чувствуете, что на них вы уже в темп делаете абсолютно все, что знаете, то имеет смысл сократить на них время, оставив шаги в качестве разминки, разогрева, и добавить это время на прохождение более сложных фигур в медленном темпе. В конце каждой тренировки попытайтесь отключиться от контроля над новой информацией и станцевать все, что есть в вашей программе, акцентируя внимание только на взаимодействии в паре и чувстве танца. И таким образом отследите, какая информация уже «влилась» в ваши мышцы и работает уже сама по себе, а на какую необходимо обратить внимание на следующей тренировке. Продолжение следует… Автор статьи: Нина Рубштейн, психолог танцевального спорта, гештальт-терапевт.
Источник: http://rubstein.ru/trenings/dancesport.htm |