В этот раз я хочу ответить на вопросы о том, что такое эффективный тренер и как стать эффективным тренером.
Я думаю, что все согласятся со мной в том, что эффективный тренер, это тот, у кого дисциплина в коллективе и танцоры достигают высоких результатов на турнирах. То есть – это умелый руководитель, блестящий тренер, виртуозный дипломат и политик.
В этом тексте я не касаюсь темы политики, потому что я не занимаюсь психологией танцевальной политики в виду своих собственных убеждений.
Я так же не буду здесь трогать тему виртуозного дипломата в отношениях между разными заинтересованными сторонами, поскольку эту тему я развиваю постоянно в других моих текстах и выступлениях.
Качества блестящего тренера включают в себя увлеченность делом, собственная высокая мотивация для результата, высокие профессиональные спортивные и педагогические навыки, высокая способность к анализу и самоанализу, профессиональная компетенция. Это тема для отдельной статьи, а здесь я сосредоточусь на качествах умелого руководителя.
Для меня в ситуациях, с которыми я работаю в танцевальных коллективах, сильно заметна главная характерная особенность руководства коллективами, свойственная российским тренерам и тренерам постсоветского пространства – это устаревшая идеология или отсутствие вообще всякой спортивной идеологии как у самого тренера, так и в коллективе.
Насколько я сама себе это представляю, идеология – это некая сверхзадача как конечная цель плюс ряд идей, которые формируют направления и характер деятельности тандема «тренер-танцор» для достижения этой сверхзадачи.
О том, что тандема между танцором и тренером, как правило, не существует, нет никакого рабочего альянса – об этом упоминать, я думаю, излишне. И поэтому зачастую никакая, даже устаревшая идеология, не работает. В связи с этим, мне кажется, самым первым этапом для достижения высокого результата танцоров является установление рабочего альянса конкретного тренера с конкретным каждым танцором в отдельности.
Зачастую этого не происходит не потому, что тренеры об этом не знают или танцоры этого не хотят. Вовсе нет. Тренеры прекрасно знают и нуждаются в сотрудничестве с танцорами, а танцоры и в особенности их родители более всего нуждаются в индивидуальном подходе и ждут от тренера большого внимания и ценных указаний. Однако, оказывается, что тренер к этому психологически не готов.
Одна из идей, мешающих тренеру быть готовым к сотрудничеству – это полагание, что он, тренер, не вправе решать, как должен быть устроен тренировочный процесс и график выступлений танцоров. Это одна крайность. Вторая крайность заключается в идее, что ТОЛЬКО тренер вправе решать, как должен быть устроен тренировочный процесс и с танцорами и родителями это не обсуждается, они обязаны принимать волю тренера как наисправедливейшую.
Первая крайность чревата тем, что тренер не выглядит уверенным, мотивирован больше, чем танцор или родитель (и брызжет энтузиазмом в отличие от танцоров), и позволяет танцору быть мотивированным меньше, но при этом ТРЕБУЕТ мотивации, чем вызывает только апатию, пассивное сопротивление или открытое возмущение своих подопечных, а так же тренер создает атмосферу психологической небезопасности в коллективе, поскольку не берет на себя никакой ответственности за результаты работы. Симптомы этого процесса: вы имеете немотивированных капризных танцоров, готовых вам изменить в любой момент, с плохой дисциплиной, низкой самоотдачей, низкими или нестабильными результатами на турнирах, требовательных родителей, сорванный голос, раздражительность и частые скачки собственного настроения.
Вторая крайность чревата преобладанием в коллективе танцоров невротического склада: неуравновешенных, недисциплинированных, азартных, но неуправляемых, с часто меняющимся настроением, конфликтных, часто меняющих пару. В таком коллективе высокие результаты чаще, но танцоры своевольны, часто меняют тренеров, нарушают правила в коллективе, спорят с тренерами, не уважают друг друга и тренеров. Симптомы: тренеру часто приходится прибегать к крайним мерам наказания; тренер никогда не уверен в том, что данная пара продержится у него достаточно долго и ведет войну с другими тренами за пары; тренер часто бывает вовлечен в политические игры с тем, чтобы удержать свой авторитет у танцоров и родителей; а так же не доверяет никому, даже ближайшим соратникам, чувствует себя вымотанным, и прибегает к различным средствам снятия напряжения: скандалам, алкоголю, экстремальным развлечениям, в том числе сексуальным.
И в первом и во втором примере отсутствует идеология. Есть идея, но идеологии нет. В первом случае часто у тренера бывает идея: «Они же должны, ведь это так здорово – танцевать и побеждать!»
Во втором случае идея примерно такая: «Только я знаю, как побеждать, все остальные - ленивые олухи, которых я должен заставить!»
Я говорю грубо, вы можете переформулировать эти идеи, оставив смысл, но добавив более благородное звучание – так, как это происходит у вас.
Первый тренер – добрый папа, отец семьи, считающий, что коллектив – это семья. Второй тренер – авторитарный, тиран и деспот, властелин, руководствующийся принципом «разделяй и властвуй».
У каждого из этих стилей руководства свои выгоды и проигрыши. Проигрыши я уже описала, а теперь о выгодах.
Выгода быть «добрым папой» - это любовь родителей и танцоров. Как правило, добрыми папами становятся тренеры, нуждающиеся в любви танцоров и признании родителей.
Выгода быть жестким властелином – это самоутверждение, диктат собственной воли, контроль и власть.
В этих позициях тоже нет идеологии, есть решение личных психологических проблем и задач.
Идеологией же я называю совокупность идей, целей, задач и методик, ведущих к реализации определенной цели, лежащей в сфере деятельности, а не в выгоде личной позиции руководителя. То есть, это набор действий и мотивов, который направлен к достижению результатов определенной деятельности, в данном случае – к достижению спортивных результатов, а не достижению мнения о себе, как «человека, который…».
В первом случае необходима концепция, идеология, тактика и стратегия. Во втором случае нужны лишь личные проблемы тренера и привычные, натренированные с детства, способы их удовлетворения (отнюдь не решения).
Такова диагностика ситуации со стилистическими особенностями руководства тренеров.
Теперь собственно об идеологии.
Харизматического успешного лидера отличает:
- наличие собственной идеи, убежденности, мотивов о том, чем он занимается, чем ценна для него данная деятельность, как именно он достигает результатов, за счет каких ресурсов и действий;
- тактика и стратегия процесса деятельности и достижения целей деятельности;
- умение донести свою позицию подчиненным;
- умение обнаружить среди своих подчиненных единомышленников и организовать сотрудничество с ними;
- умение расстаться с людьми, мыслящими иначе;
- навыки анализа (ситуации в коллективе, хода достижения результата конкретной парой, самоанализа собственных действий и так далее).
Итак, вопрос к тренеру: Какова ваша собственная идея в спортивных танцах?
- Что такое спортивные танцы?
- Зачем они людям?
- Зачем они, в первую очередь, вам?
- Что вы думаете о спортивной борьбе?
- Каковы законы и принципы спортивной борьбы?
- Каковы критерии эффективности спортсмена? Тренировки? Турнира? Самого тренера? Сотрудничества в паре? Родительской доли участия?
- Чем так ценна ваша идея, что другим она тоже может подойти?
Ответив на эти вопросы, вы сможете увидеть, как именно это донести вашим танцорам и как наладить сотрудничество с ними. Для примера я приведу вам разные взгляды на спортивный танец, отвечая на эти вопросы.
Итак.
Вопрос | Вариант 1 | Вариант 2 | Вариант 3 | Что такое спортивные танцы? | Спортивные танцы – это возможность показать себя и почувствовать себя победителем. | Спортивные танцы – это очень красивый вид спорта, где ваши дети могут развить свои таланты. | Спортивный танец – это вид спорта, в котором требуются выносливость, высокая физическая тренировочная самоотдача, эмоциональная вовлеченность и способность чувствовать музыку, навыки работы в паре и в команде, уважение к партнеру, финансовые вложения и большие затраты времени. | Зачем они людям? | Спортивные танцы – это лучшее занятие для амбициозных, одаренных, желающих достичь вершин, людей. | Спортивные танцы нужны для общего развития ребенка, мы можем научить танцевать каждого, приходите к нам все. | Спортивный танец формирует самодисциплину, здоровый образ жизни, физическую координацию, навыки планирования и построения карьеры, эстетический вкус, свободу общения в коллективе и с противоположным полом, развивает психологическую устойчивость к конкурентной борьбе, навыки реальной самооценки, умение справляться с препятствиями и трудностями, находить выход в трудных ситуациях, психологическую маневренность, целеустремленность, навыки лидера. | Зачем они, в первую очередь, вам? | Я посвятил спортивным танцам свою жизнь и сделал карьеру, выиграв такие-то соревнования, получив такие-то награды, меня знает вся страна. | Я очень люблю бальные танцы с детства | Я люблю танец, музыку, искусство и спорт в одном флаконе, так как это красиво, здорово и развивает цельные личности. | Что вы думаете о спортивной борьбе? | Спорт – это возможность доказать, на что ты способен. | В спортивных соревнованиях каждый может проявить свою индивидуальность. | Спортивная борьба – трудная и увлекательная работа, где каждый может узнать себя и развить свои лучшие качества, научиться уважать себя и конкурентов, обрести навыки управления собственной жизнью и успешностью. Спортивная борьба требует большого внимания и сосредоточения на себе. | Каковы законы и принципы спортивной борьбы? | Побеждает сильнейший! | Выигрывает самый талантливый. | Основной закон успешной спортивной борьбы – только я сам могу достичь результата, только я сам отвечаю за свои победы и проигрыши, остальные могут мне в этом только помочь. Второй главный закон – любая пауза, остановка в спортивной борьбе – это шаг назад, другие не стоят на месте. Третий главный закон – кто не рискует – тот не выигрывает. Четвертый главный закон – любая трудность, препятствие – это проверка на силу моего желания достичь результата. И пятый главный закон - только я сам решаю, когда мне остановиться. | Каковы критерии эффективности спортсмена? Тренировки? Турнира? Самого тренера? Сотрудничества в паре? Родительской доли участия? | Деньги, хороший тренер, талант, победы. | Талант, эмоциональность, артистичность. | Критерии эффективности – это смелость, компетентность, увлеченность и самоотдача | Чем так ценна ваша идея, что другим она тоже может подойти? | Это занятие для тех, кто хочет сорвать звезды с неба! | Это так красиво! | Все вышеперечисленное чрезвычайно ценно для меня и я буду рад поддержать всех, кто разделяет эти ценности со мной и поделиться своим опытом и знаниями. Но я – не тот, кто сделает ваш результат за вас. Если вы хотите сделать свой результат и мои идеи вам подходят – нам по пути. Если же наши идеи не встречаются – этому нельзя помочь. |
Вы какому варианту больше доверяете? Какая идеология у вас? Какая кажется вам наиболее убедительной в контексте современного мира? Какая, на ваш взгляд, больше свойственна вам и с помощью какой из них вы хотите вести танцоров за собой?
Нина Рубштейн, психолог, гештальт-терапевт
Источник: http://rubstein.ru |